Ежесекундно ребенок переживает определенную гамму чувств и эмоций. При этом одни чувства его окрыляют, вдохновляют, дарят позитив и счастье, а другие – отнимают энергию, портят настроение и делают жизнь безрадостной и трудной. К последним относится обида. Обиду, как и любое другое негативное чувство и эмоцию необходимо правильно «прожить» и «проработать». Иначе вред от обиды будет нарастать как снежный ком, и превратится в настоящую угрозу психологическому состоянию детей. Правда в том, что зачастую взрослые игнорируют эмоции детей, потому что «не до этого», «устали на работе» или попросту не воспринимают ребенка всерьез. Откликайтесь на чувства ребенка, не игнорируйте их! Объясните ребенку, что с ним происходит в данный момент. (Ты обиделся. А когда ты обижаешься- ты и злишься, и находишься в печали… Что еще чувствуешь?). В разговоре обязательно говорите о причинах обиды. (Не купили мяч, поэтому ты сейчас обижаешься и т.д.). И развивайте в ребенке способность различать эмоции и чувства как собственные, так и окружающих людей.
Это значительно упростит «выход», «выплеск» в более мягкой форме негативных и деструктивных переживаний. Поведение ребенка сразу не изменится, обида останется, он будет продолжать злиться, но эмоциональный градус будет снижен: он увидит, что значимые для него взрослые понимают его и по-прежнему остаются рядом. Итак, мы обратили внимание на обиду, проговорили о ней. Что же дальше? Не давайте пустых обещаний. Не обнадеживайте в ситуации обиды, что позднее собираетесь осуществить желаемое, если это не так. Предложите вариант решения проблемы, который сможете выполнить. Дети любят, когда с ними советуются. Придумайте вместе выход из ситуации, который «растопит» обиду. Следующий этап – использование сказкотерапии.
Существует множество психотерапевтических, психокоррекционных, психологических сказок, помогающих преодолеть обиду и обидчивость. («Сказка про обиды», «Сказки про эмоции: почему я обиделся?» Е. Ульевой, «Обидка» Л. Романовой и т.д.). В работе с обидой на помощь приходят не только сказки, но и притчи: «Два друга в пустыне», «Нужен ли тебе этот груз?», «Обида на песке», «Горсть гвоздей». Простые, выдуманные взрослыми, сказочные и жизненные истории, помогут детям справиться с обидой. Почитайте их вместе с детьми, обсудите. А затем попробуйте сами сочинить сказку, процесс придумывания которой поможет развить умение правильно подбирать слова, выражения, обыгрывать ситуацию и выбирать варианты поступков и действий с обозначением причинно- следственных связей. Еще один вариант преодоления детской обиды - переключение внимания на творчество, созидание и полноценное общение.
Такие традиционные занятия, как рисование, лепка, конструирование, открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от самого процесса рисования или игры — не потому что он делает это лучше всех, и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все делать вместе с другими. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок тоже отвлечет ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. А для этого важно создать ситуацию организованной игры, в которой дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые, хороводные игры, простые игры с правилами и т.д. Подобные занятия дают возможность обидчивому ребенку видеть в сверстниках друзей и партнеров. Именно такие отношения порождают сочувствие, сопереживание, умение радоваться чужим успехам и помогают избежать обиды.
Научить ребенка прощаться с обидой- это значить вселить ему уверенность в себя и собственные силы, это сравнение его не с другими по поведению и поступкам, а с самим собой ранее. (Твои поступки сегодня намного добрее, лучше, чем были вчера). Тем самым вы, взрослые, учите ребенка умению самостоятельно оценивать свои поступки. Чтобы избавиться от ситуативной обиды, стоит использовать простые техники: написать письмо обидчику, дистанцироваться от ситуации, мысленно проговаривая про себя фразу: «Стоп! Это не мое», рисовать обиду, а затем прорисовывать избавление от нее. И всегда помните: пока в сознании и подсознании «гнездятся» обиды, для позитивных и светлых эмоций нет места. Отпустите эти гнетущие переживания. Не такой это ценный груз, чтобы постоянно носить его с собой, отравляя себе жизнь. Родителям главное знать, что все, что происходит с ребенком в раннем возрасте, будет иметь отражение во взрослом, а обида является мощнейшей энергией, которая, вместо того, чтобы действовать в жизни человека положительно, будет разрушать ее и забирать силы. Постарайтесь обеспечить своему ребенку счастливую жизнь!